вторник, 7 ноября 2017 г.

Красный день календаря — день столетия бабули

"День седьмого ноября — красный день календаря!" Это знал каждый школьник в Советском Союзе. Сколько демонстраций было исхожено по морозам, сколько кумачовых гвоздик вырезано на уроках домоводства, сколько революционных песен спето! Но не только днём Великой революции было седьмое ноября в нашей семье. В этот день мы праздновали ещё день рождения моей бабушки, маминой мамы.


Она родилась 7 ноября 1917 года (по старому стилю 25 октября) и стала ровесницей революции. Её крестили Христиной, но из-за революционных настроений через некоторое время переименовали Ефросиньей. И она удивительным образом умудрилась сохранить в себе истинную, глубокую и непоколебимую веру в Бога — и веру в Ленина, партию и "Наше дело правое, мы победим!". Сталина она считала чудовищем и предателем.

Детство её было нелёгким. Её родители, Липистинья и Савелий, примерно в 1910-12-м годах переехали в Казахстан по Столыпинской реформе из Симферополя. У них родилось много детей, но выжили трое: бабуля и два её брата, Иван и Василий. Остальные рождались и умирали: кто от болезней, кто от "младенческой". "Бог дал, Бог взял..." Я помню её рассказы о детстве и юности.  И с мамой моей мы много говорили и вспоминали о том, что знала мама. И в этих воспоминаниях много разных чувств, много силы и желания жить, развиваться и давать — то, что не получила сама. Когда она была ребёнком, были тяжёлые времена: голод, болезни. Дед Савелий кочевал по всей округе, переезжая туда, где можно было прокормить семью и не умереть от голода. Когда бушевали холера или дизентерия, он обмазывал детей с головы до ног берёзовым дёгтем — чтобы не заразились.

Ефросинья с братом Иваном и кем-то из младших, не выживших

Бабуля с детства стремилась что-то делать руками. Она очень ярко запомнила эпизод, когда в четыре года очередному из родившихся братьев или сестёр сшила чепчик, а зашедшая в дом соседка крутила его в руках и смеялась. Бабуля говорила: "Мне почему-то так стыдно было, как будто я что-то плохое сделала". Она не поняла в те годы, что на самом деле стояло за эти смехом: удивление, умиление или насмешка. Не те были времена, чтобы детям объяснять какие-то нюансы.

Так же с детства она тянулась к знаниям. Получать их было нелегко, но она за полтора года на отлично окончила четыре класса школы. На этом её школьное образование завершилось. В 12 лет отец отдал её в Алма-Ату в семью судьи — в няньки к маленькому ребёнку. Нянька очень полюбилась жене судьи за разумность, чистоплотность, вежливость. Она её одевала, как свою дочь, учила манерам и ведению домашнего хозяйства, а, главное, давала читать книги. Гости, приходящие в дом, удивлялись: "Где вы взяли такую интеллигентную прислугу?" Спустя года полтора отец забрал её назад, хотя судья с женой уговаривали оставить им девочку насовсем — они дадут ей хорошее образование и выдадут замуж, когда вырастет, как свою дочь. Но дед Савелий был упрям.

Бабуля росла красавицей, за ней увивалось много парней. Но она хотела учиться и работать. В те годы и с четырьмя классами за спиной можно было чего-то достигать. А бабуля, к тому же, была очень умной. Её феноменальная память, врождённая грамотность и любовь к чтению на всю жизнь обеспечили ей возможность без единой  ошибки писать сложные тексты, легко обходиться с причастными и деепричастными оборотами, разбираться с математикой, физикой и помогать своим детям учиться в школе по средние классы включительно. А сначала она пошла учиться на курсы телеграфистов и после завершения — работать. Начало её работы совпало с началом стахановского движения, и через два месяца "Кузнецова — стахановка". Ей доверяли самые сложные передачи: какие-то "счетоводческие" с обилием цифр, правительственные сообщения — она никогда не допускала ошибок. Морзянку помнила до глубокой старости, в детстве и меня учила, я помнила многое из неё и учила детей во дворе, когда мы играли в казаки-разбойники. Но потом я подросла, интересы сменились и морзянка вроде как стала никому не нужна.

Сотрудники райцентра связи, Киевка.
Бабуля на переднем плане в белой рубашке

А в 19 лет она вышла замуж за Петра. Он был красив и старше её, они друг друга любили. Но он был ещё и ревнив, и с работы её вскоре забрал, хотя начальство уговаривало оставить и обещало повышение. Он и сам был каким-то "начальством", они жили хорошо и довольно добротно, но он порой ложился спать одетым, опасаясь, что за ним придут. Не пришли. Но началась война. И оставив любимую жену с двумя сыновьями, родившимися в декабре 37-го и в августе 39-го, он ушёл на фронт. Бабушка опять начала работать, много и тяжело. Товарки по работе говорили: "Если мой с фронта инвалидом вернётся, я назад не приму". Бабушка отвечала: "А ко мне если одна только голова прикатится — приму с радостью". К товаркам мужья вернулись живыми-здоровыми. Пётр погиб в феврале 42-го.

Пётр, первый муж бабули
Ефросинья с сыновьями, 1941 г.

Времена становились всё более тяжёлыми и мрачными, и бабушка уехала за лучшей долей в Киргизию. В те годы ей приснилось два сна. В первом, ещё летом 41-го, она читала со сцены в клубе небольшой стих собственного сочинения, в котором предсказывала победу над фашистами в 45-м году. Она помнила его и рассказывала мне. А мне остаётся сейчас только жалеть, что не было тогда привычки всё записывать, как сейчас, и стиха этого ни мама с тётей, ни я уже не помним. Во втором она стояла у реки с сыновьями, река была бурная и глубокая, а ей надо было переправиться на другую сторону. И откуда-то подплыл лодочник, чьё лицо ей очень хорошо запомнилось, и перевёз её. Спустя примерно год она вышла замуж за инвалида войны, Михаила — мужчину из своего сна. На этот раз не от большой любви, а чтобы выжить и прокормить детей. От этого брака в феврале 46-го года родилась моя тётя, а в июне 49-го — мама.

Характером бабуля вышла то ли в деда Савелия, то ли в казачьих предков бабы Липы, только проявился он не сразу, а когда жизнь навалилась на неё всей своей тяжестью. Упёртая и своенравная, она многое делала по-своему и выстаивала в разных жизненных передрягах вопреки всему. Спустя год после рождения моей мамы она в одночасье бросила мужа из-за принципиальных, на её взгляд, разногласий в вопросе дальнейшей жизни в киргизском горном селе, и уехала из Киргизии в Акмолинск. Родители первого мужа поселили её вместе с детьми в сарае, и с весны до осенних холодов они жили в нём. А в октябре бабулю нашли сотрудники собеса (или как тогда назывался орган, занимающийся социальными выплатами) и вручили ей скопившееся за время со смерти первого мужа пособие на двух детей "по утрате кормильца в результате военных действий". Она получила сразу круглую сумму и, пока свёкры обмывали эту новость и планировали, как они покрестят детей и поставят новый забор, молча пошла и купила саманную землянку, вросшую в землю, с крохотными оконцами. Сейчас моя мама живёт в доме через дорогу от этого участка, и окна её квартиры выходят на место, где прошло её детство.

Бабуле приходилось много работать. Она прошла курсы дезинфекторов и работала в санэпидемстанции, она работала истопником, сторожем, домоуправом, ещё много кем, не гнушаясь никогда никакой работы и приговаривая при случае "Бог трудящих любит". Она знала, что надо говорить "трудящихся", но в её варианте эта фраза звучала динамичнее и удобнее для произношения, как призыв, как лозунг, и она следовала ему всю свою жизнь.

На курсах дезинфекторов, 1956 год.
Ефросинья крайняя справа в нижнем ряду

Коллектив санэпидемстанции, примерно 1959 год.
Ефросинья вторая слева в верхнем ряду
Примерно 1961-62 гг.  Ефросинья крайняя справа в нижнем ряду

Когда маме было четыре, из Киргизии с повинной приехал Михаил, и бабуля его приняла назад. Как вспоминает моя мама, жить стало намного лучше. Дед Миша был отличным столяром, рукастым и пробивным мужиком. Спустя несколько лет они получили квартиру в кирпичном бараке с высокими потолками, огромными комнатами и неогороженным палисадником, по которому прямо через крыльцо ходили все остальные жильцы. Деду это не понравилось, он выбил в домоуправлении какую-то древесину, распустил её на штакетник и сделал забор. Бабуля насажала в палисаднике кустов и цветов. Глядя на них, через небольшое время остальные семьи тоже начали огораживать и облагораживать свои участки.

Михаил, второй муж бабули
Дед Миша у верстака

Ещё бабуля в 56-м году закончила двухгодичные курсы закройщиков. Когда её группа завершала обучение, их мастер сказала ей: "Ну, Фрося, больше я ничему тебя научить не могу, это ты меня учить можешь". Бабуля "выписала", как тогда говорили, новую ручную швейную машинку (она до сих пор жива, в настоящее время у моей тёти) и стала обшивать семью и для подработки шить на заказ. Все формулы построения выкроек и подгонки она помнила наизусть. Я помню всё своё детство и юность, как она шила, проговаривая вслух во время построения эти формулы или цифры прибавок-убавок. Она идеально "сажала" любое изделие по фигуре с минимумом примерок. Её феноменальная память и стереометрическое мышление, а также золотые руки помогали ей шить всё, от трусов до пальто на фигуру с любыми особенностями. Я в детстве всегда крутилась рядом и многое, особенно из технологии пошива и подгонки, запоминала. А вот когда подросла и надо было бы приниматься за освоение раскройного дела, появился журнал "Бурда моден". Откуда только он свалился на мою светло-глупую голову! Из-за его кажущейся лёгкости и простоты я не захотела дальше вслушиваться в бабулины разговоры про формулы и построение лекал и перенимать её знания в полной мере. Дескать — вчерашний день и прошлый век! Эх, дурищщща...

Ефросинья со средними детьми. 1955-56 год.
Фотография реставрирована и ретуширована в наши дни.

Когда я родилась, у бабушки уже были внуки от двух сыновей. А вскоре родились ещё внуки от первой дочери и внучки от старшего сына, всего — двенадцать внуков от четырёх детей. Но я стала и всю жизнь оставалась "единственной любимой внучкой", которую она воспитывала по принципу "Люби как душу, тряси как грушу". Благодаря этому стилю воспитания, бабулиному характеру и тому отпечатку, который на неё наложила жизнь, и её детям в своё время, и мне, как главному приложению "бабушкинских сил", доставалось по первое число. Не имея возможности самой получить хорошее системное образование, она сделала его в нашем семействе сверхценностью. Больше всего это прочувствовали самый старший сын, младшая дочь (моя мама) и я. Идя из школы с четвёркой, я ощущала себя одновременно как герой картины "Опять двойка" и детской песни "А у меня портфель в руке с тяжёлой двойкой в дневнике..." Да и кроме школы бабуля изрядно постаралась с моим воспитанием, благодаря чему в личной и групповой психотерапии её образ ещё много лет появлялся как источник или ресурс для поддержания негативных процессов и чувств.

Анапа, лето 1979 г.

Но и многое важное, нужное и полезное я почерпнула от неё, своей бабули. Ведь в этом мире нет ничего однозначного, чёрное и белое всегда разбавляются огромной палитрой ярких красок. И в этой палитре мы вольны выбирать, что и как будем использовать, получив это от своих предков, а с чем решим расстаться и оставить их багаж знаний и опыта им. И временами полезно самостоятельно или с поддержкой психологов разбирать эти "сундуки памяти", перебирая сложенные в них годами мысли, убеждения, чувства. Анализировать, когда и зачем они оказались в моей жизни, помогают они мне сейчас или их роль уже сыграна и можно убирать их подальше. А, может, они  и вовсе ставят палки в колёса и пора их не просто убрать подальше, а распрощаться с ними навсегда.

Лето 1979 года

Как говорят некоторые психологи, "Мама всегда во всём виновата". Так и бабушка, если она была значимой фигурой, крайняя во всех косяках. И чтобы эти косяки перестали довлеть над жизнью детей и внуков, полезно образы бабушки или мамы с папой "в лужу засунуть", извалять как следует, прожив всю ту палитру чувств к этому образу, которая сопровождала детство и которая чаще всего подавлялась, переоценить все убеждения и ценности, насаженные этим человеком. А потом его из лужи достать, отмыть как следует и любить уже по-настоящему. Так, чтобы эта любовь становилась ресурсом вдохновения и энергии для жизни, а не вампиром, высасывающим последние силы. Мне кажется, мне это удалось. Я люблю свою бабулю по-настоящему тёплой и нежной любовью, без примеси обиды, злости, вины. И жалею только об одном: что когда-то не было психологов, и они не могли поддержать её-ребёнка, её-девушку, её-женщину. И поэтому она порой не знала, как обходиться со своими чувствами и что делать с чувствами детей. И совершала ошибки, и потом их совершала моя мама, и потом мне понадобились годы психотерапии... Но она сделала что-то очень важное, несоизмеримое по ценности ни с какими деньгами: она подарила жизнь своим потомкам и мне в их числе. А уж как мы распорядимся этими жизнями — личное дело каждого.

Бабуля умерла второго мая 2001 года. Она успела ещё поучаствовать в воспитании моей дочери, вместе с моей мамой научить её читать в два года между делом, привить любовь к шитью, благодаря которому у трёхлетней Славяны появилась фраза "Вот такие мы шитьихи!", поселившаяся в нашем семействе навсегда. Славяна называла бабулю "зайка" и первые свои буквы писала на её руках шариковой ручкой, отчего та часто выглядела как заправский зэк в татуировках. И многочисленные поговорки, пословицы, цитаты и украинизмы из бабулиной речи перекочевали в нашу. Если вы встречаете у меня в блоге отсылку "как говорила моя бабушка", не сомневайтесь — именно так она и говорила.

Бабуля и Славяна на даче, июнь 1996 г.
Август 1998 г.

А ещё она пекла восхитительную сдобу, это передалось от её мамы, Липистиньи, которая ещё в Крыму, юной девушкой, служила у попадьи, доверявшей только Липе паски печь. Бабуля всю жизнь на Пасху пекла "паски" (куличи) на весь околоток, все знакомые, соседи и друзья выстраивались в очередь за "бабы-фросиными пасочками" и приходили за своей порцией по графику — куличи пеклись всю Страстную седмицу. А в течение года в будни и к другим праздникам она пекла восхитительные булочки и пирожки — воздушные, лёгкие и необычайно вкусные. И этим своим даром она щедро поделилась с моей мамой, со мной и Славяной. Как говорят у нас в семье, "тесто — это у нас по женской линии". Я много ещё могу рассказывать, более того, из всех своих и маминых воспоминаний я понемногу начинаю собирать книгу семейной памяти, и там точно будет ещё много рассказов о разных моментах жизни бабули.

Как бы то ни было, жизнь — это волшебный микс из хорошего и плохого, сладостного и болючего, приятного и страшного, интересного и рутинного. Я рада, что мне есть, из чего выбирать. И благодарю свою бабулю за то, что у меня есть эта возможность. С днём рождения, бабуля! С вековым юбилеем! Ты в моей памяти навсегда. Спасибо за жизнь.

63 комментария:

  1. Оль, какой душевный пост, трогательный! почитала с предыханием, я думаю, что каждый прочитав твой пост, вспомнит и свою бабулю.
    Оленька, фотографии чудесные.
    Оленька, исправь опечатку года рождения бабушки, у тебя написано 2017, вместо 1917.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Элечка, спасибо тебе огромное! Да, возможно, у кого-то мои воспоминания откликнутся и что-то доброе про бабушек (или , может, дедушек) всплывёт в памяти и согреет сердце.

      Спасибо, что опечатку заметила!

      Удалить
  2. Оленька, еще забыла написать, какая ты красавица на фотках детских, сейчас ты тоже красотка с милым очаровательным взглядом, и бабушка красавица и Славяна.

    ОтветитьУдалить
  3. Оля, какая интересная жизнь была у твоей бабули! как хорошо что вы помните о ней и обязательно собери свои воспоминания и записывай их. как же много досталось нашим бабушкам, никакие литературные эпосы и кинороманы не сравнятся с настоящей жизнью в те годы. я тоже помню свою бабушку и благодарна судьбе что бабуля участвовала в моем воспитании.
    спасибо тебе за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо большое! Да, любые фильмы блекнут на фоне того, что приходилось людям проживать. Как только сил хватало и физических, и душевных. Рада, что откликнулась эта тема тебе!

      Удалить
  4. Спасибо тебе за рассказ! Какая наполненная была жизнь у твоей бабушки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, большое спасибо! Да, много разного выпало на её долю, жалею, что сама всё не записывала когда-то, хорошо, хоть мамина память пока не подводит.

      Удалить
  5. Сколько жизненной истории в одном посте! Оля, прочитала и кажется, что сама прожила эту жизнь твоей бабушки, ее детей и внуков. Настолько душевно написано, трогательно и интересно! Спасибо за то, что напомнила мне моё детство в деревне у бабули с дедушкой! Эх, какое хорошее детство у меня было благодаря им.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, большущее спасибо! Рада, что ты прикоснулась душой и к своим тёплым воспоминаниям!

      Удалить
  6. Оля, с большим интересом прочитала про твою бабушку. И, конечно, вспомнила про своих... Повезло тебе, что ты росла рядом с бабушкой. Хотя, понимаю, что с такой бабушкой всякого было много: и ласки, и строгости... А мои родители по распределению после института уехали довольно далеко от родителей. Поэтому я своих бабушек видела только по большим праздникам, о чем очень жалею. Помню, как в детстве завидовала одноклассникам, у которых бабушки жили рядом... Может быть поэтому сама не захотела после учебы оставаться в Саратове, а вернулась к себе в поселок... Зато мои мальчишки могут поехать в гости к бабушке с дедушкой, когда захотят. Ну и моим родителям радость - внуки рядом: можно и побаловать и немного повоспитывать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, огромное спасибо! Жаль, что иногда расстояния так сильно разделяют близких людей. Но хорошо, что они всё-таки есть, иногда для близости душ расстояние не помеха. Хотя в прежние времена всё было сложнее, не было интернета и связанных с ним удобств...

      Удалить
    2. Ох, Оля, в том-то и дело, что моих бабушек-дедушек давно уже нет на свете... И ушли они все рано, маленькой я тогда еще была - первый-второй класс. Одна бабушка подольше пожила, но я все то в школе училась, то в институте. Виделись редко. Эх, а о скольком можно было поговорить...

      Удалить
    3. Да Таня, грустно очень, когда осознаёшь все упущенные возможности...

      Удалить
  7. Как же много трудностей выпало на долю наших бабушек! Очень душевный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо большое! Да, когда бывает нелегко и хочется опустить руки, я вспоминаю, сколько по-настоящему тяжёлого вынесли те, кто жил до нас. И не сломались!

      Удалить
  8. История страны складывается из тысяч и миллионов историй людей... Не устаю поражаться тому поколению, как выжили, как выстояли, как сумели поднять детей и сохранить семьи... Где только брали силы?
    Хорошо, когда в семье хранится Память... Это и по-человечески хорошо и правильно, ну и нам нет повода раскисать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, вот да! Такое переживали, что врагу не пожелаешь. Колоски под снегом на убранных полях собирали, рискуя получить как враги народа сроки. Лебеду ели. Нам, видящим переполненные продуктами полки супермаркетов, это трудно понять и примерить к себе. А они выживали. Священников-исповедников у них уже отобрали, а психологов ещё не дали. Как и чем подпитывали силы свои? И да - помня это, становится легче собрать себя в кучу, если вдруг кажется, что "жизнь навалилась". Спасибо тебе за отклик!

      Удалить
  9. Оля, спасибо за этот пост. Читала и вспоминала свою бабушку (ей на следующий год 100 лет бы было). Очень много похожего. И та же мощная внутренняя энергия до самой смерти... Безусловно, что моя была главой не то что семьи, рода! И на семейном совете ее слово было решающим. И мне, как любимой внучке, доставалось по полной программе (И она тоже говорила "Люблю, как душу, трясу, как грушу"). Но вот парадокс: "виноватой" для меня стала мама, а не бабушка. За излишнюю мягкость, непродуманность, слабость... Бабушку я обожаю до сих пор, сильно переживала ее кончину. Но про меня в родне и говорят, что я "вылитая бабушка" (касательно характера). Может поэтому :).
    Оль, ты пиши еще. Пока это помнится, это имеет ... силу что ли. Не знаю, как сказать, но есть в этом что-то магически сильное. Чувство рода, помощи, мощного тыла за плечами. Это классно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо тебе большущее! Вот да - где они брали этот источник неиссякаемой энергии? Что помогало им становиться стержнем целому семейству? Моей маме в терапии, кстати, потом тоже досталось))) А бабушка просто была моим главным воспитателем, монополизировав материнскую роль, так что она и стала первой "крайней".)) Мама, кстати, у меня тоже куда мягче, импульсивнее и непоследовательнее,ч ем бабушка, и тоже как будто мне больше бабулиных черт передалось в плане характера. Ну, говорят же, что многие вещи через поколение передаются.))

      Писать буду, однозначно! Трансгенерационный подход в моей любимой "системке" люблю очень, он настолько помогает напитаться и найти опоры в роду, как ничто другое, наверное, не может.

      Удалить
  10. Оля, я с большим удовольствием прочитала рассказ про твою бабушку. Спасибо тебе. Если честно, больше всего потрясли слова про " не приму инвалида домой". Казалось бы, мужчины ушли родину защищать, а их жены такое говорят...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо большое тебе! Вот знаешь, когда мне в детстве бабушка это рассказывала, я каждый разтоже ужасалась и представляла картинку, как в фильмах про войну показывали - деревня, забор, калитка, солдат с перевязанной рукой или на костылях подходит к воротам, а семья вместо того, чтобы радостно бежать на встречу, закрывает эти ворота и уходит в дом. И куда он потом? В общем, тоже много чувств про это было...

      Удалить
  11. Оля, прочитала про твою бабушку, а плачу о своей... она меня воспитывала с 7 лет, любили с дедом как умели, за все им благодарна. Трудное было время, мой дед в 27 имел группу инвалидности, потом все наладилось слава богу, выростили троих дочерей и меня четвертую. Захотелось по твоим следам и свою историю для детей написать, чтобы помнили и любили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, спасибо тебе за твои воспоминания! Обязательно напиши! Из памяти в голове многое стирается, а это надо сохранить и передать, это важные знания, которые не просто информацию несут, а сохраняют в себе силу всего рода.

      Удалить
  12. Оля, спасибо тебе, столько тёплых слов вроде бы и про ТВОЮ бабушку, а я читала и видела свою...
    Хорошо, когда такая память у потомков...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо тебе большущее! Рада, что мои воспоминания пробудили образ твоей бабушки. Они живы, пока мы их помним.

      Удалить
  13. Оля,прочитала твой пост и сразу столько эмоций! Как же хорошо ты пишешь про свою семью,про бабушку. Какая же ты молодец,что собираешь семейные истории,хранишь их в памяти.Я сейчас понимаю ,что была молодая и глупая,совсем не хотела слушать бабушкины рассказы про ее детство,юность,про прабабушку,которая хлебнула всего на своем веку. Отмахивалась,думала успею. А сейчас живу далеко,для душевных разговоров нет возможности.
    Фотографии очень красивые,я вообще люблю старые фото.На них лица совсем не такие как у современных людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, спасибо большущее! Вот да - я тоже так мало сама расспрашивала, особенно отца, то сейчас аж сердце кровью обливается при мысли, что уже никогда не узнаю чего-то важного о его жизни. А вот мама моя с детства любила расспрашивать свою бабушку, а потом и маму "расскажи, как вы жили?" И благодаря отличной памяти, всё это помнит. Так что сейчас она мой источник информации.

      Про старые фото - вот да! Любые старые фотографии смотришь - и годов до 60-х - начала 70-х совсем другие лица, вот прямо совсем! У меня сильный диссонанс бывает, если в наши дни доводится посмотреть какой-то фильм про старые времена, а там современные, исколотые ботоксом и перекроенные пластическим хирургом лица. Я прямо сразу как Станиславский становлюсь - "не верю!"

      Удалить
  14. Как это правильно помнить историю своих предков. Очень интересная жизнь была у вашей бабушки. И на фотографии смотришь - волевая красивая, да с какой осанкой женщина. На таких хочется ровняться. А характер железный в ту пору почти у всех был.) Своих бабушек и прабабушек вспомнишь, и многое перекликается, особенно в железной решимости и стойкости к бедам. Может и в нас все тоже самое говорит, отсюда и женщины все сплошь сильнее мужчин, еще от родовой травмы не излечились.=)
    Спасибо за историю!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, спасибо большое! Рада, что перекликается со своей историей! Да, их характеры в таком горниле закалялись, что там можно было только закалиться - или полностью сломаться. Те поколения прожили жизнь, которая не могла не наложить отпечатка на следующие поколения. У Петрановской в статье "травмы поколений" про это хорошо написано.

      Удалить
  15. Оля, прочитала пост с большим интересом, местами представила, будто читаю историю о своей бабушки. К своему стыду я практически ничего не знаю о своих бабушках и дедушках и о своем роде. В нашей семье не принято было делиться такими историями.
    Конеч поста заставил впервые серьезно задуматься о походе к психологу (или психотерапевту?), т.к. самостоятельно разобраться с маминобабушкиным багажом у меня не получается, а возраст-то уже такой, что хочется жить без сожалений, в любви и благодарности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бабуля красавица, но по фото видно, как жизнь оставляла отпечатки на лице. В ее взгляде столько знания и боли.. Я так увидела.

      Удалить
    2. Фата, спасибо большое! Жаль, что не делились прошлым в твоей семье. Если ещё не поздно - можно начать расспрашивать тех, кто жив, полезно знать, что было и как проживали разные события те, кто пришёл в семейную систему раньше нас. И да - полезно, очень полезно в каких-то случаях прорабатывать с психологом то, что может тянуться хвостом" из семейной истории, из родительской семьи и собственного детства.

      Да, ты права про бабулин взгляд, жизнь сделала его суровым.

      Удалить
  16. Оля, как хорошо, что ты знаешь и собираешь историю своей семьи. И как научилась оставлять позади травматичную память детства. Бабушки почему-то ближе мам. И вот наблюдение-бабушка глава, бабушка авторитет, бабушкино и слово-закон. А где мужчины? Независимая, волевая, сильная, умеющая жить и выживать. Заставил рассказ вспомнить многое. Спасибо, Оля.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо огромное! Да, вот как-то так у прошлых поколений складывалось, что женщины забирали власть, думаю, многочисленные войны и репрессии этому посодействовали. Рада, что мой рассказ пробудил и твои воспоминания!

      Удалить
  17. Оля, читала и...плакала. Невозможно равнодушно читать! Как говорила моя бабушка Агриппина: "Каждый плачет о своём..." Удивительная судьба вашей бабушки! Я собрала сведения о родственниках по линии этой бабушки, пока она была жива. Что бабушка Агриппина или Груня, значила для меня , написала здесь :http://vozrastd.blogspot.ru/2016/06/
    Как всегда, коротко. Оля, спасибо, такой душевный пост, хочется перечитывать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, огромное спасибо за такой тёплый отклик! Это так важно - успеть собрать какую-то информацию, чтобы она стала частью семейной и родовой памяти! Обязательно почитаю про бабушку Груню.

      Удалить
  18. Спасибо, Ольга за душевно-волнительный рассказ.Моя уфимская бабушка - нэнэй- тоже дружила с тестом и к ней выстраивалась очередь за чак-чаком, она пекла на свадьбы, хотя работала директором школы. до сих пор не понимаю, как такое могло уживаться в ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, огромное спасибо! Вот да - каким-то образом наши бабушки умудрялись столько всего разного совмещать!

      Удалить
  19. Оля, спасибо...здорово, когда знаешь свои корни, крепче стоишь на ногах, чувствуя поддержку предков.
    А ты ведь похожа на бабушку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо огромное! Да, знание прошлого своего рода - это как точка опоры для будущего. Про похожесть - разве только склонностью к знаниям, вечной учёбе и рукоделиям, да частично характером. )) А внешне я совсем "не в её породу", я полностью в отца удалась.))

      Удалить
  20. Оль, я, как, наверное, и все твои читатели, сижу и шмыгаю носом...
    Получается, что ты могла бы жить по соседству со мной, если бы не...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо тебе за сопереживание! Эх, если бы "не...", то я бы и не родилась, скорее всего - это как эффект бабочки, всё было бы по-другому)))

      Удалить
  21. Оля, долгой памяти твоей бабушке, памяти твоей, памяти Славяны, ее детей...

    ОтветитьУдалить
  22. Верю, что наши родные живут в нашей памяти и помогают, поддерживают нас. У моего деда тоже день рождения 7 ноября, только он на 4 года старше Вашей бабушки:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, вот да - мне кажется, что они, где бы ни находились, дают силы и поддерживают, а иногда и оберегают. Так хорошо, что в наших сердцах находится уголочек для каждого из них!

      Удалить
  23. Какая женщина! Прочитала на одном дыхании. Так много выпало на долю наших бабушек. И столько всего они умели! Спасибо тебе, Оля, за твой пост. Я тоже вспомнила своих бабушек. Обе были сильными личностями, оказавшими огромное влияние на меня. И шутки-пословицы-прибаутки от бабули тоже перекочевали в нашу жизнь. Я сама не понимаю, откуда они во мне - как в крови. И выскакивают по каждому подходящему поводу. И мои дети знают эти присказки. Интересно, как пойдет дальше, что передастся моим внукам.
    Знаешь, еще полезно было прочитать твой пост, чтобы понять, что все, что мы делаем, для наших детей не проходит бесследно. Я иногда отчаиваюсь, пытаясь привить детям что-то правильное, хорошее, а не всегда получается. Видимо, надо набраться терпения и продолжать делать дальше то светлое и доброе, что необходимо, и результат обязательно станет наградой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, большущее спасибо и тебе за твои воспоминания! Про детей - вот есть такой парадокс: всё, что мы делаем для них, может стать потом поводом нас упрекнуть, когда они вырастут. "Мама всегда виновата". Никогда не знаешь, какое наше действие каким результатом "стрельнет" в будущем. Но перестать делать что-то, что нам здесь и сейчас кажется правильным - это почти как перестать быть мамой. И приходится всю жизнь искать баланс между тем, что мы делаем для детей, и тем, что на самом деле делаем для себя. )) Хорошо, что сейчас психология помогает с этими вещами хоть немного, да разбираться.

      Удалить
  24. Трогательная история! Странно, что Вы говорите, что годы психотерапии понадобились... Если судить по Вашему рассказу, то всем бы такую мировую бабушку!))) Такая любовь и уважение к бабуле чувствуется! Спасибо за рассказ! Мои бабушка с дедом тоже в Казахстане жили какое-то время, и мама там родилась. Но у меня дедушка на одном месте долго не сидел)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо! ))) Даже мировые бабушки, причём - из самых благих намерений (которыми известно, куда дорожка вымощена) способны создать почву для всякого разного. ))) Одна гиперопека чего стоит! Сколько сил пришлось приложить, чтобы из-под неё выбраться и не перетащить этот сценарий в свой стиль воспитания...

      О, так мы, практически, землячки по родителям!))) Вот да, интересно - с одной стороны, считается, что в советское время квартиры не продавались, люди жили в своих городах на одном месте, максимум - из деревни в город ехали. Но как заглянешь в историю любой семьи, там столько кочевников, столько перемещений через всю страну - диву даёшься.

      Удалить
  25. Оля, хоть сейчас и за полночь у нас. но я с таким упоением читала твой рассказ! Прямо потрясающе, как ты красиво и точно пишешь.
    Много сказать не могу, но очень благодарна твоей бабушке, что воспитала такую замечательную внучку, которая сделала правильные выводы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо сердечное за тёплые слова!

      Удалить
  26. Моя бабулечка тоже родилась 7 ноября, только в 26 году. Любимая бабушка Катя. Вторую бабушку больше боялась, она была строга, да и ушла гораздо раньше. Спасибо за эти воспоминая! Да, совсем другое время было. Тоже не понимаю, КАК наши бабушки и пробабушки все это вынесли на своих плечах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, рада, что откликнулся мой рассказ воспоминаниями про твоих бабушек!

      Удалить
  27. Оля,

    Как здорово, что ты так хорошо знаешь историю жизни своей бабушки!
    Спасибо, что с нами поделилась. Я с большим удовольствием прочитала...какая жизнь была у наших предков...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, большое спасибо! Эх, хотелось бы получше знать... Жаль, что только с возрастом приходит понимание, что историю рода надо собирать, а к этому времени порой уже и некого расспрашивать.

      Удалить
  28. Оля, спасибо за пост! Память твоей бабушке на века!
    Где-то удивилась, где-то позавидовала, где-то посочувствовала, где-то призадумалась. Буря эмоций... Благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо тебе огромное! Рада, что чувства затронула своим рассказом.

      Удалить
  29. Ох, Оля! Прям ком в горле. Как же это здорово иметь столько воспоминаний о родных людях. И это правда, так здорово, когда есть из чего выбирать!
    Для себя я вновь почерпнула стооолько полезного и нужного! Благодарю!❤❤❤

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо огромное! Рада, что оказалось не только интересно, но и полезно почитать! Иногда мы и впрямь "лечимся" об истории других людей, это бывает нужно и важно...

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...